Модель организации профориентационной работы в МБОУ-СОШ №4 ст.Старовеличковской
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями. Вместе с тем, обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательной деятельности. Чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим, нам необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, представляющая собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному выбору жизненного пути, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона. Очень часто возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Это противоречия между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой цель: помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями. Идеальный вариант: построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, вчерашний школьник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Каждая школа строит свою систему профориентационной работы, согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя работающую систему.
Профориентационная работа в МБОУ-СОШ №4 строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей, родителей и социальных партнеров. Решение данной задачи осуществляется в различных видах деятельности учащихся: познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой. С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации, основными пунктами которой являются:
• работа с педагогическим коллективом;
• работа с родителями учащихся;
• информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации учащихся.
Реализуя перечисленные направления, школьным социальным педагогом ведется курс предпрофильной подготовки учащихся «Мой выбор» (34 ч), составляющими которого стали:
• профессиональная диагностика — изучение способностей, склонностей и интересов учащихся;
• профориентационное консультирование учащихся и их родителей по вопросам выбора будущей профессии;
• развивающие занятия по профессиональной ориентации.
А свое начало этот курс берет на индивидуальных и групповых развивающих занятиях «Исследование готовности учащихся к выбору профессии» (5-6 классы), «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся» (7-8 классы).
В школе имеется опыт проведения циклов классных часов для учащихся начальных классов: «Мир моих интересов», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии наших родителей», «Моя мечта о будущей профессии», «Труд на радость себе и людям», разработанных в методическом объединении учителей начальных классов. Гостями таких классных часов не раз были и выпускники школы прошлых лет, которые уже состоялись в своих профессиях, и родители сегодняшних школьников — люди интересных и редких профессий.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы вовлекает ребят 8-9 классов в «мир размышлений» о будущей профессии, предлагая написать семейное сочинение «Профессии нашей семьи».
Говоря о профориентационной работе в нашей школе, нельзя не упомянуть о тех многочисленных обзорах новинок методической литературы по профориентации и выставок книг под лозунгом «Человек и профессии», представленных за последние годы библиотекарем школы.
Кроме того, огромную помощь и поддержку в реализации основных направлений профориентационной работы, мы имеем в форме мероприятий, проводимых по плану управления образования и отдела по делам молодежи. Частые встречи с преподавателями различных средне-специальных и высших учебных заведений, участие наших учеников в «Ярмарках вакансий» и «Днях открытых дверей» в ВУЗах и ССУЗах также способствуют достижению цели. Немаловажное значение имеет и мероприятие «Навигатор успеха», ежегодно проводимое для старшеклассников специалистами отдела по делам молодежи.
План работы по профориентации в МБОУ-СОШ №4 на 2017 – 2018 учебный год.
Анализ профориентационной работе в МБОУ-СОШ №4 в 2017 – 2018 учебном году.