Малыш нуждается в общении в любом возрасте. Однако, по мере взросления, характер этого общения существенно меняется. Если вы говорим о возрасте 2-3 лет, то приоритетным для ребенка является общение со взрослыми (мамой, папой, дедушками и бабушками) и своими игрушками. До 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении с другими малышами. В возрасте 4 лет ребенок по иному расставляет приоритеты. Он предпочитает общение со сверстниками общению с родителями. Именно с этого возраста родители могут наблюдать проблемы у малыша. Ребенок может иметь проблемы при контакте со сверстниками, проявление которых родители смогут быстро распознать.
Основные признаки наличия у ребенка проблем при общении со сверстниками.
- Малыш долго привыкает к незнакомому коллективу или обществу.
- Родителям сложно оставить ребенка одного в незнакомом месте (в садике, гостях). Малыш может расплакаться и не отпускать маму и папу от себя.
- Ребенок не стремится заводить новые знакомства. Если он окажется в новой компании малышей, то предпочтет игру со своими игрушками в стороне от других детей.
- У ребенка мало «знакомых» малышей. Чаще всего, он равнодушен к общению с детьми родительских друзей.
- Малыш, зачастую, не принимает активного участия в различных детских мероприятиях (в саду, в развивающем центре).
- Ребенок обидчив. Он сразу обижается на любой поступок сверстника и долго таит обиду на него.
- Малыш не умеет постоять за себя на площадке или в детском саду. При малейшей обиде ребенок ищет помощи у мамы или папы.
- Сверстники ребенка не проявляют к нему интереса. Малыша не зовут в гости другие дети, и он сам не стремится навестить кого-то из сверстников.
Причины коммуникативных трудностей у ребенка.
Причины трудностей ребенка в общении могут быть самыми разнообразными. Вполне возможно, что они связаны с вливанием в новый коллектив (например, в детском саду). И, по пришествие времени, уйдут сами собой. Однако не всегда коммуникативные проблемы у ребенка проходят бесследно.
Основными причинами отклонений в поведении ребенка являются:
- Избалованность малыша;
- Частые запреты родителей на развлечения со сверстниками вследствие слабого здоровья малыша;
- Отсутствие внимания родителей к малышу (при длительном рабочем дне и чрезмерной занятости мамы или папы);
- Чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей;
- Закрытость членов семьи, неделание нарушать сложившиеся правила в доме;
- Ограничение в общении ребенка со сверстниками со стороны мамы и папы из-за боязни дурного влияния.
Последствия трудностей при общении у ребенка.
К основным последствиям нарушения коммуникативных функций можно отнести:
- Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт;
- Общение со сверстниками подменяется многочасовыми играми в компьютерные игры, просмотром телевизора;
- Ребенок перестает слушаться родителей. Возникают проблемы не только при общении со сверстниками, но и с членами семьи;
- Малыши напоминают «раков – отшельников», замыкающихся в своем мире.
Если вовремя не принять мер для устранения проблем в общении у ребенка, то данные последствия могут быть самые удручающие.
Как решить проблему общения у ребенка?
Очень часто мамы и папы начинают «лечить» малыша самостоятельно. Родители начинают активно способствовать участию малыша в детских развлечения, вовлекая его, тем самым, в общение с детьми.Однако такое поведение родителей может вызвать положительный эффект только, если в некоторых случаях. Например, если малыш был застенчив в новом коллективе, например, в детском саду. И активные коммуникативные игры помогли ему справиться с проблемой.
Зачастую, малейшее неверное поведение родителей может лишь усугубить ситуацию. Поэтому лучшим решением является обращение к детскому психологу. Специалисты «Семейного центра нейропсихологической диагностики и коррекции» помогут родителям не только выявить причины, но и устранить проблемы общения малыша со сверстниками. Профессионалы смогут найти язык с любым ребенком. Раннее диагностирование коммуникативной проблемы у детского психолога, а также ее лечение, позволит избежать многих проблем в будущем.