Обновленный ФГОС

Федеральные документы

Региональные документы

Муниципальные документы

Школьные документы

Памятки о переходе на новые ФГОС

С 1 сентября 2024 года школьников ждет целый ряд важных изменений.

Вместо привычного ОБЖ школьников ждет новый предмет – «Основы безопасности и защиты Родины». Его будут изучать с 5 по 11 классы. В рамках дисциплины расскажут о мероприятиях для защиты населения при ЧС или угрозе конфликта, научат пользоваться средствами защиты и реагировать на сигнал «Внимание всем!».

Для учеников старших классов предусмотрены практические занятия, которые включают военно-медицинскую, тактическую, огневую и инженерную подготовку.

С 1 сентября российские школьники будут изучать труд в качестве обязательного предмета. Согласно утвержденному стандарту, в начальной и старшей школах предусмотрен один урок труда в неделю, а в средней – два. При этом появится еще несколько модулей, кроме привычных кулинарии, столярного дела и шитья. Например, в аграрных регионах России дети смогут изучать «Животноводство» или «Растениеводство», а в индустриальных – «Автоматизированные системы».

Также в рамках этого предмета школьников будут учить управлять дронами. Модуль называется «Введение в технологии беспилотных летательных аппаратов». Обучение различным бытовым навыкам заложено в отдельных модулях. Так, в рамках модуля «Компьютерная графика. Черчение» школьников не только научат создавать графические изображения, но и воплощать их на практике. То же самое касается и модуля «Технологии ручной обработки материалов», куда может войти, например, пошив игрушек. 

Для учащихся 10-х и 11-х классов вводятся уроки семьеведения. Занятия будут проводить в рамках внеклассной работы или «Разговоров о важном». Уроки направлены на формирование семейных ценностей и позитивного отношения к созданию семьи. Так, курс будет состоять из четырех тематических блоков:

  • о ценностях и традициях семьи;
  • об отношениях в семье;
  • об азах психологического здоровья семьи;
  • о мерах господдержки семей.

С 1 сентября педагоги смогут делать замечания детям. Такое право закрепляет новый закон о статусе педагога. При этом школы сами будут устанавливать требования к дисциплине во время уроков. Кроме того, у учителей появится возможность отправить запрос на применение дисциплинарных взысканий к нарушающим правила школьникам.

Так, закрепляется право учителя на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм психического и физического насилия. Раньше такое право было только у детей.

С начала нового 2024-2025 учебного года школьникам запретят пользоваться смартфонами во время уроков. Под запретом также умные часы с SIM-картой и другие устройства, которые могут выполнять функции телефона, например, получать сообщения.

Решение было принято после большого количества обращений от родителей и педагогов. Во время уроков дети отвлекаются на смартфоны, не получают необходимые знания, а просто могут найти ответ на вопрос учителя в интернете. Достать смартфон из рюкзака теперь можно только в экстренных случаях: когда есть угроза жизни или здоровью учеников или педагогов.

Какие основные изменения внесены в обновленный ФГОС СОО?

С 1 сентября 2023 года в МБОУ -СОШ №4  начнут действовать обновленные ФГОС СОО для обучающихся, которые будут приняты на обучение в десятые классы в 2023 году. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).

Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования

При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.

Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО

Общий объем аудиторной работы обучающихся

Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН). Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

Определение количества/списка изучаемых учебных предметов

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.

Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.

Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.

Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».

В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.

Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *