Акция «Дорога в школу»

В школе стартовала акция » Дорога в школу». Цель акции — помочь будущим первоклассникам заранее подготовиться к новой для них обстановке, познакомиться с педагогами, изучить маршруты движения по школе. Это очень важно для их школьной адаптации. Акция проводиться с 25 по  31 августа. 

Рекомендации педагога-психолога по сопровождению процесса школьной адаптации обучающихся с ОВЗ

для родителей и педагогов

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой социальной роли, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.

Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях бывает и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей медленнее формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация у ребенка с ОВЗ чаще всего проявляется в трудностях обучения по адаптированной программе в соответствии с его способностями, нарушениях поведения,  конфликтах со сверстниками и педагогами, повышенном уровне тревожности. Всё это повышает вероятность появления психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации– одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.

Основные причины, вызывающие у обучающихся с ОВЗ трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
  2. Слабое развитие произвольности.
  3. Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
  4. Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
  5. Общение с учителем.
  6. Принятие учебной задачи.
  7. Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
  8. Отношение к себе.
  9. Как завышенные, так и заниженные требования со стороны родителей.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
  • Соматическая ослабленность детей.
  • Гиперактивность.
  • Леворукость.
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы.

 

Рекомендации родителям:

  1. Развивайте внутреннюю мотивацию детей. Самый мощный стимул– отмечать и хвалить любые достижения ребёнка в процессе обучения. («У тебя получилось!»). Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет результата, то внутренняя мотивация будет расти.
  2. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения, поддерживайте веру в себя.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что  он хуже других.
  4. Отвечайте по возможности честно и терпеливо на  любые вопросы ребенка.
  5. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  6. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  7. Не добивайтесь успеха силой.
  8. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
  9. Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
  • Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу.
  • Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Рекомендации педагогам:

  1. В классном коллективе постараться создать доброжелательную атмосферу безусловного принятия каждого ученика, чтобы снизить страх самовыражения.
  2. Поддерживать учеников, хвалить даже за малейшие успехи, чаще обращаться по имени, повышать уверенность в себе.
  3. Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком с ОВЗ. При возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать особенности развития психических процессов обучающегося, о чем можно проконсультироваться у педагога-психолога.

Процесс адаптации ребёнка с ОВЗв школе является одним из самых важных для обучения, так как от того, как ребенок адаптируется, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.