В школе стартовала акция » Дорога в школу». Цель акции — помочь будущим первоклассникам заранее подготовиться к новой для них обстановке, познакомиться с педагогами, изучить маршруты движения по школе. Это очень важно для их школьной адаптации. Акция проводиться с 25 по 31 августа.
Рекомендации педагога-психолога по сопровождению процесса школьной адаптации обучающихся с ОВЗ
для родителей и педагогов
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой социальной роли, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.
Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях бывает и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей медленнее формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.
Школьная дезадаптация у ребенка с ОВЗ чаще всего проявляется в трудностях обучения по адаптированной программе в соответствии с его способностями, нарушениях поведения, конфликтах со сверстниками и педагогами, повышенном уровне тревожности. Всё это повышает вероятность появления психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации– одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.
Основные причины, вызывающие у обучающихся с ОВЗ трудности адаптации к школе:
- Несформированность «внутренней позиции школьника».
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
- Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителем.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Как завышенные, так и заниженные требования со стороны родителей.
- Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
- Соматическая ослабленность детей.
- Гиперактивность.
- Леворукость.
- Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации родителям:
- Развивайте внутреннюю мотивацию детей. Самый мощный стимул– отмечать и хвалить любые достижения ребёнка в процессе обучения. («У тебя получилось!»). Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет результата, то внутренняя мотивация будет расти.
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения, поддерживайте веру в себя.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Отвечайте по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой.
- Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
- Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
- Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу.
- Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Рекомендации педагогам:
- В классном коллективе постараться создать доброжелательную атмосферу безусловного принятия каждого ученика, чтобы снизить страх самовыражения.
- Поддерживать учеников, хвалить даже за малейшие успехи, чаще обращаться по имени, повышать уверенность в себе.
- Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком с ОВЗ. При возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать особенности развития психических процессов обучающегося, о чем можно проконсультироваться у педагога-психолога.
Процесс адаптации ребёнка с ОВЗв школе является одним из самых важных для обучения, так как от того, как ребенок адаптируется, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.